вторник, 26 сентября 2017 г.

Как понравиться критику. Совет начинающим авторам.

Добрый день, дорогие читатели.

Сегодня мы с вами будем говорить о том, как получить рецензию у настоящего литературного критика. 

В сентябре в рамках ММКВЯ мне удалось пообщаться с литературным критиком Галиной Юзефович и выяснить у нее, что надо сделать (и чего не стоит делать никогда) начинающему автору, чтобы получить рецензию на свою книгу.
Начнем с того, что делать НЕ нужно:

Первое, что делает начинающий автор - это пытается предложить критику денег. Не надо. Критик - это его репутация, которая его кормит. Если читатели заподозрят критика в продажности, то читать они его больше не будут, следовательно если критик и будет продавать свою репутацию, то за такие деньги, которых у начинающего автора просто нет. 

Так что самый лучший способ поссориться с критиком - это попытаться его купить. Не надо. Они обидчивые. 

Вторая по распространенности ошибка начинающего автора - это неполное понимание (или полное непонимание) функций литературного критика в России.

Критик не литературный агент. Это скорее заботливый просветитель и проводник в бесконечном море книг, который помогает читателю не заблудиться и указывает на то, что не помешало бы почитать и на то, что читать категорически не стоит. 

Если вам нужен литературный агент или продвижение книги, то лучше напишите мне (maria@alekseeva.me), а не мучайте Галину или кого-нибудь еще. Критик никогда не будет работать на вас. Он всегда будет работать на читателя и для читателя. Потому что читатель оплачивает (хоть и косвенно) работу издания, где работает критик. 

Третья ошибка - это давление. Никому не нравится, когда на них давят. Литературные критики не исключение. В среднем критик получает по 10 рукописей в неделю от начинающих авторов. Это примерно 40 рукописей в месяц. У человека, который читает уже изданные книги, физически нет возможности прочесть все эти тексты и написать на них рецензии. Да и будем честны, тексты эти не настолько хороши, чтобы их хватить, а если ругать начинающего автора, то ему уже мало что поможет. 

Так что не надо присылать критику рукопись и начинать задавать один и тот же вопрос: "Когда вы меня прочтете?". Вежливым ответом будет: "Никогда".

Итак, если коротко, то никогда не надо:
1. Предлагать критику денег.
2. Путать критика с литературным агентом. 
3. Отправлять рукопись напрямую и давить на критика.

О том, чего делать не нужно, поговорили. Теперь поговорим о том, как все же попасть в поле зрения критика и получить по заслугам рецензию.

1. Публикация в толстом литературном журнале. Многие молодые авторы начинают с рассказов. Это не плохо, но сборник ваших рассказов издательство опубликует только после того, как вы принесете им минимум два успешных романа. Публикация же в литературном журнале это некий показатель качества вашего текста. 

Если в толстый литературный журнал ну совсем никак не пробиться попробуйте опубликоваться на таком портале как Лиterraтура. Редакторы этого сетевого издания славятся хорошим литературным вкусом и имеют некий авторитет в глазах общественности. 

2. Используйте литературную общественность. Найдите человека, имеющего отношение к книгоизданию, к которому будут прислушиваться. Это может быть редактор, работающих в издательстве, а может владелец литературного портала, где периодически загораются новые звезды. 

Хвалить самого себя не очень хорошая практика, но если вас похвалит тот, чьему литературному вкусу доверяет критик, то это очко в вашу пользу. 

3. Импринты. Если говорить в двух словах, то импринт - это бренд внутри издательства. Есть издательство АСТ, в котором есть редакция Corpus. Так вот Corpus - это импринт. 

В июне издательская платформа Ridero запустила свой сервис импринтов. Сейчас на Ridero существуют два импринта: "Выбор Сенчина" и "Станционный смотритель" от Павла Крусанова. 

Найдите способ попасть в импринт какого-нибудь известного человека, и пусть его бренд работает на вас. 

Для начинающего автора есть две хорошие стратегии самопродвижения:

1. Будьте интересны не только как автор. Будьте интересной личностью. Привлеките к себе внимание своей деятельностью. Выжигайте по дереву и делитесь этим в сети. Помогайте детям, старикам или бездомным животным. Шейте БДСМ костюмы. Делайте все, что угодно. Найдите занятие по душе и расскажите о нем миру. Тогда вашу книгу купят даже не потому, что это гениальное произведение, а потому что ЕЕ НАПИСАЛИ ВЫ. 

Короче, работайте над личным брендом, господа. 

2. Не публикуйте отрывки. Пишите хорошие статьи и рассказы. Многие авторы (да чего греха таить, я сама так раньше делала) публикуют куски текста, из разных концов произведения. Тексты могут быть гениальными, но в отрыве от контекста, никому не понятными. 

Не делайте так. Лучше пишите интересные статьи (см. предыдущий пункт) или, если вы позиционируете себя только как писатель, делайте как Ингвар Коротков - пишите интересные рассказы, которыми вы будете развлекать публику в ожидании вашей новой книги.

Итак, вы все сделали правильно и критик согласился прочесть вашу книгу. Что ему нужно отправить:

1. Синопсис - на мой взгляд это самое важное. Синопсис должен быть интересным и продающим. Он должен заинтересовать и убедить потратить время на чтение именно вашего текста. Так что постарайтесь. 

2. Пробная глава - самый удачный кусок текста. Это необязательно должно быть начало. Это должно быть настолько интересно, чтобы критик захотел узнать, что же там будет дальше. 

3. Готовый к публикации текст. В жизни всякое бывает. Вдруг ваш текст окажется настолько гениальным, что критик тут же позвонит знакомому редактору, у которого есть место в серии именно под вашу книгу. 

Поэтому текст должен быть закончен, вычитан и подготовлен к публикации. 

4. И самое главное, отправлять все эти материалы надо в удобном формате. Что считать удобным форматом? Ну если вы доподлинно знаете, что выбранный вами критик читает на Kindle, то озаботьтесь тем, чтобы прислать рукопись в этом формате, но вообще делайте PDF не прогадаете. 

Думаю вы сами понимаете, почему ваш текст должно быть удобно читать. Потому что ни один нормальный человек не будет тратить время на конвертацию файла, который ему не нужно читать. Он просто по доброте душевной решил это сделать. И поверьте, чем больше телодвижений нужно сделать в вашу сторону, тем меньше хочется их делать. 

Я редактор, мне платят деньги, чтобы я читала и правила рукописи авторов, но поверьте, рукопись присланная в .docx вызывает у меня гораздо большее желание с ней работать, чем несколько кусков текста, разбитого по разным .txt

Надеюсь у вас хватило сил дочитать до конца. 

Пишите хорошие тексты и оставайтесь на связи. На все вопросы я с радостью отвечу в комментариях.