понедельник, 12 декабря 2016 г.

Книжный краудфандинг: где взять денег на книгу

Приветствую Вас, дорогие читатели! 

При издании книги автор, как правило выбирает один из двух путей:

1) Традиционное издательство, где ответа ждать долго, и далеко не факт, что этот ответ будет вообще. Шансов попасть на книжные полки у начинающего автора катастрофически мало. Из плюсов - авторский гонорар. 

2) Самиздат. Этот путь гораздо проще, короче, но и шансов заработать денег здесь практически нет. Бывают конечно исключения такие, как Елена Звездная или Вячеслав Прах, которые обрели популярность в сети благодаря самиздату, а потом уже подписали контракты с издательством. Но это скорее исключения, подтверждающие правило. 

В этой статье я хочу поговорить с Вами о третьем пути. О книжном краудфандинге.
О книжном краудфандинге и опыте успешного сбора мне удалось поговорить с Александрой Давыдовой, автором сборника "Не/много магии", деньги на который были собраны именно через краудфандинг. 

Идея краудфандинга - результат взаимодействия двух моментов: привычки просчитывать потенциальную прибыль и понимания того, что неформатным продуктом проще заниматься самостоятельно, чем пристроить в какую-то серию.

Вот несколько моментов, зная которые Вы сможете организовать успешный сбор на книгу и собрать предзаказы на книгу ещё до её появления в магазинах. 

Здраво оцените сумму, которую планируете собрать. Сумма должна включать в себя все расходы на корректуру, вычитку, редактирование, иллюстрирование, производство шикарной обложки (об этом ниже), призы и их доставку. 

Когда Вы просчитаете всю экономику прибавьте туда же средства на непредвиденные расходы, которые обязательно случатся в размере 10-15% от общей суммы сбора. 

Как правильно просчитать сумму, которую будете собирать. Примерно за месяц до краудфандинга опросите всех своих друзей и знакомых: «Если я затею сбор предзаказов на книгу, то готов ли ты ее купить? Если да, то за сколько?» Посчитайте все ответы «да». Запишите в отдельный документ. Умножьте количество желающих на среднюю сумму, за которую вы будете продавать книгу. К примеру, у вас получится тысяч 20. Теперь разделите число надвое, и это будут примерно те деньги, которые вы получите в первый день сбора (главное, в момент старта не забудьте разослать лично каждому из этих людей письмо «Сбор начался, ура, покупайте мою книжку!»)

Пятьдесят процентов продаж - это обложка. Когда вы предполагаете, что книга будет продаваться в электронном формате, одним из главных козырей становится обложка. Пролистывая на «Литресе» или «Амазоне» десятки изображений, которые на экране имеют размер почтовой марки, читатель должен заинтересоваться именно вашей. Итак, не стоит начинать краудфандинг без готовой обложки. Пусть вашей обложкой занимаются профессионалы. Это здорово улучшит лицо товара.

Где собирать деньги? Специализированная площадка или соц.сети? 

Плюсы самостоятельного сбора в соц.сетях: 
  • Нет комиссии за вывод средств.
Минусы сбора в соц. сетях:
  • Нет никакого агрегирования платежей
  • Вся работа со спонсорами происходит вручную (записать кто и сколько перевёл, какой приз выбрал, куда отправить и т.д) 
Сейчас в России действуют три площадки для краудфандинга: "Планета", "Бумстартер" и "Сбор-ник". Последняя площадка как раз заточена под книжный краудфандинг. О нём и поговорим. 

Плюсы сбора на "Сбор-нике"
  • У проекта появляется лендинг с более удобным инструментарием, чем просто запись в соцсетях.
  • Помимо друзей у вас появляется потенциальная аудитория данной площадки.
  • У спонсоров есть разные варианты платежей
  • Все платежи агрегированы, и у Вас перед глазами вся информация от кого пришла какая сумма, какой приз, куда и кому его отправить. 
Минусы сбора на площадке:
  • Комиссия площадки - 5%
  • Комиссия платёжных систем - 5%
  • Подоходный налог 13%, если Вы не являетесь Индивидуальным предпринимателем. 
Итого, если Вы собрали 100 000 рублей, то на руки Вы получите только 80 000. Обязательно учитывайте это при планировании суммы сбора. 

Грамотное описание сбора. Вот тут очень важно заинтриговать потенциального спонсора. Не надо писать: "Я хочу издать свою книгу, но денег у меня нет" или "Обычные издательства меня не печатают, а я не признанный гений". Я никогда не подаю нищим в электричкам. И Вам на книгу никто не подаст. Очень важно, чтобы потенциальный читатель осознал себя не просто покупателем книги, а частью важного проекта и общего дела. 
Описание сбора должно быть интересным, именно Ваш проект должен быть уникальным и запоминающимся. Вы не просите денег на книгу. Вы презентуете свой успешный проект, предлагая спонсору стать его частью. 
Очень важно, чтобы кроме интересного описания и прочих плюшек было чётко прописано сколько денег и на что конкретно будет потрачено. 

Как привлечь спонсоров. Несколько основных приёмов:
  • Посты в профильных сообществах, на своих страницах в соц.сетях, на страницах друзей писателей. Здесь с 200 лайков Вы получите примерно 2-4 продажи.
  • Личные письма своим друзьям в соц.сетях. 
  • Интересный пробный отрывок книги, прочитав который захочется узнать, что же было дальше. Выбирайте лучший кусок текста, который только сможете найти. Второго шанса не будет. 
  • Оперативное взаимодействие с аудиторией: ответы на вопросы, перепосты, живое общение.
  • Таргетированная реклама в соц. сетях (метод дорогой и сомнительный). 
  • Интересные вознаграждения, которые подходят под Вашу целевую аудиторию. 
Годный приз. Грамотное вознаграждение должно быть интересно, в первую очередь, вам. Это должна быть не просто книга в разных вариациях (бумажная. электронная, с автографом, без него), а некие эксклюзивы, которые невозможно приобрести вне рамок проекта. Специально сделанный для него мерчендайз, например. 
Поэтому, если можете жечь – жгите! Написать оригинальное предисловие лично для читателя? Написать ему развернутую благодарность в послесловии? Назвать его именем персонажа?Сочинить для него отдельный сюжет? Включить его в иллюстрацию? Нет пределов человеческой фантазии!

Время сбора. Как правило от начала до конца сбора проходит от 3 до 3,5 месяцев. Из них 2 месяца занимает сам процесс сбора на книгу, а оставшееся время уходит на подготовку и издание книги и отправку вознаграждений. 

Александра подготовила замечательную книгу "Книжный краудфандинг: как это работает", в которой очень подробно расписывает все тонкости успешного сбора и делится своим опытом. На Amazon книжка выложена бесплатно, а на ЛитРес её можно купить за символическую сумму. 

К тому же до 31 января 2017 идёт сбор на сборник Александры "Бестиарий. Книга странных существ". Давайте поддержим талантливого человека и его замечательную книгу. К тому же вознаграждения у Саши, как всегда, очень интересные, а что самое главное уникальные. 

На все вопросы я буду рада ответить в комментариях.